В период с 2008 по 2010 год, мы каждый год приезжали в Плав. Бывали там один-два раза в год. К тому моменту мы решили обходиться собственными силами в поиске, без раздувания количества народу. Больше толку будет. В зависимости от уровня осадков, то на внедорожниках, то пешком отправлялись к болоту искать место захоронения экипажа. Но ничего не находилось. С точки зрения поисков это был наверное самый тяжелый период в эмоциональном плане. Нас уже и в Плаве узнавали, да только многие отговаривали нас от тщетных поисков. Утверждали что вся эта история вымысел стариков, не более. Соблазн думать именно так рос в нас постоянно.
Удерживало от прекращения попыток только личное знакомство с двумя замечательными людьми – Тамарой Александровной и Николаем Степановичем. Людьми, которым мы не могли не верить, потому что их искренность в помощи нам была очевидна. Мы уже почти породнились и называли их тетя Тамара и дядя Коля, а они в свою очередь помнили каждого из нас по именам. Время от времени мы стали заскакивать в Плав уже просто проведать их, без поисковых вылазок. Да и фотография у нас была как материальный факт подтверждающий всю эту историю.
Начная с 2008 года, мы потихоньку тоже начали ориентироваться в лесу без современных средств навигации. Во всяком случае в близи старой дороги. У нас даже сложилась собственная система топонимов. Это сродни урочищам по которым ориентируются геодезисты и составители топографических карт. Мы называя друг другу какое-то место в качестве ориентира, употребляли данное ему нами же название. Это работало. Так, на местности возникли: «Брод Штурмана», «Развилка Каркаса» и так далее. В качестве пояснения нужно добавить: «Штурман» и «Каркас» это ники конкретных людей на нашем форуме и одновременно радиопозывные используемые в машинах при пользовании рациями СВ-диапазона. Скажем застрял Антон «Штурман» Бондаренко на своем джипе в броде на речке Лютишке, да и вылезал оттуда полдня. Само собой это место назвалось «бродом Штурмана». Оставили машину Саши «Каркаса» Ковалева на развилке лесных дорог в качестве ориентира, это место сасо собой назвалось «развилкой Каркаса». Дальше больше: «Спрямление Цыгана», «Пенек Бороды» и все в таком же духе. Это вероятно покажется забавным, но подобная система координат действительно работает! Именно в этой связи возникли урочища. Слово это теперь встречается лишь в топографических картах и в словаре Владимира Даля. А когда-то, представьте себе на минуту, жители соседних деревень, охотники например, планируя назначить место для встречи в лесу обозначали что-то приметное, всем им известное. Так же и у нас.
Но мы отвлеклись. Теперь, самое время вспомнить русскую пословицу: терпение и труд все перетрут. Так оно и есть. Поворотным в наших поисках стал 2010 год.
Мы решили сменить тактику поиска и не искать могилы летчиков наугад в указанном месте, а привязаться к сеннику о котором нам рассказывали. Если экипаж похоронили рядом с сенником, значит нужно найти сенник для начала. В Интернете нашли топографическую карту 50- годов, на которой строения сенников были обозначены! Привязали карту в программе навигации OziExplorer и нашли-таки! Поиски с металлоискателем дали первые результаты. Мы нашли кусок авиционной дюрали в серой краске и какой-то стальной тросик, почти сгнивший. Происхождение дюрали сомнений не вызывало, а вот тросик мы сначала никак с самолетом не связали. Подумали почему-то о конской упряжи. Впрочем тем же вечером, в лагере у костра версию об упряжи оставили. Слишком надуманно. Обратили внимание на высокотехнологичную заделку петель на концах тросика, с медной машинной обвязкой и коушами. Позже мы узнали, что нашли антенну от самолета. И ведь нашли рядом с бывшим сенником. Вот тут и вспомнился фрагмент рассказа А.П. Вихровой о какой-то «веревке от самолета», с помощью которой связывали волокуши. Все начинало складываться в цельную картину.
Могил правда мы так и не обнаружили, но решили поискать самолет в болоте и попытаться добыть номера агрегатов. Чтобы параллельно заняться установлением имен летчиков. Ходить по болоту мы опасались и решили ждать зимы. А там уж на охотничьих лыжах попробовать прочесать его с металлоискателем насколько возможно. Пытались придумать как нам сузить район поисков. Вспомнили слова многих поисков об изменении цвета болотной растительности в местах где затоплена техника. Такое изменение цвета и самой растительности дает выделение горюче-смазочных материалов оставшихся в баках и двигателе. Ну а как осмотреть болото на предмет таких изменений? Удобней с воздуха.
Александр Ковалев вышел на клуб парапланеристов. Ребята согласились помочь нам, за что им огромная человеческая благодарность! В октябре 2010 года, они приехали в район д. Плав. Подыскали площадку подходящую для взлета и совершили настоящий подвиг. Облетели болото и сделали фотосъемку его поверхности. Детальную съемку.
В ожидании зимы, мы постоянно высматривали потенциально отличающиеся места на поверхности болотного ковра. Набрасывали точки которые нужно прозвонить с помощью металлоискателя. Купили 5 пар охотничьих лыж и наметили новогодние каникулы для реализации этого плана. 2011 год
1 января 2011 года, мы отправились в Плав. Привыкшие к безумной загруженности трассы Москва-Санкт-Петербург, мы поражались ее абсолютной пустоте в первый день года. 400 километров пути преодолели довольно быстро.
В Плаве первым делом поздравили тетю Тамару и дядю Колю с Новым годом, а на следующий день, с утра пораньше встали на лыжи отправились на болото. Нелегко давалось нам это дело! С непривычки, сильная отдышка и слабость в ногах застигли нас уже на околице Плава. Привал. Так, короткими участками мы прокладывали лыжню в снежной целине. А снега той зимой было много. Глубина с метр наверное. Да еще и оттепелей не было, снег рыхлый, пушистый. Похвалили себя за предусмотрительно выбранный охотничьи лыжи. Благодаря их ширине они позволяли не проваливаться. На беговых мы бы не прошли.
С каждым днем, лыжное дело давалось нам все легче и легче. Тренировка сказывалась. Какой-то результат наших поисков ждал нас в последний день каникул. Случайно включенный металлоискатель, рядом с островком чахлых сосенок на болоте вдруг пронзительно запищал. Глючит от мороза? Да нет вроде. Отводишь в сторону не пищит. Неужели нашли? Проверить в тот раз не удалось. Наше внимание привлекло какое-то движение на болоте. Метрах в двухстах от нас, в поросли таких же чахлых сосенок. Лось что ли? Нет, это был не лось. В какой-то момент, в прорехе между деревцами мы увидели весьма характерный бурый силуэт. Медведь! На дворе начало января! Шатун!
5 километров пути до деревни преодолели за рекордное время. Все рассказы о скрытых возможностях человеческого организма оказались не лишены смысла. В Плаве первым делом рассказали тете Тамаре и дяде Коле о звере. Тетя Тамара сказала мол да, живет он у болота, а дядя Коля только произнес: «Не спит значит?» и смачно выругался.
Домой вернулись с двояким чувством. С одной стороны металлоискатель все-таки что-то зацепил, правда рядом с берегом, где никто и искать не думал. Значит надо ехать, исследовать это место. С другой стороны, страшновато. Шатун как говорят зверь очень опасный. И все же решили ехать снова. Только в лес ходить всем вместе, далеко друг от друга не отходить и ружье взять. Поехали. В Плаве нам подтвердили – медведь не спит, нам не привиделось. По-видимому обезумев от голода, он приходил в соседнюю деревню Марково. Местному охотоведу пришло распоряжение из Валдая, развесить в лесу приманки и медведя пристрелить пока до беды не дошло. Под видом заготовки приманок, охотовед завалил лося и отрапортовал мол сижу в засаде. Но на этом дело и кончилось.
Мы несколько напряглись, но дядя Коля нам посоветовал идти. Как бывший лесник и знаток леса он уверял – медведь на вашу кодлу не пойдет. Ну мы пошли. Зашли в лес на лыжах и буквально через километр увидели как путь наш пересекают свежие следы которые трудно не узнать. Следы не маленькие. Стыдно конечно, но мы развернулись. Все-таки городские жители, повадок зверя не знаем. Возвращались с чувством досады. Уже подходя к деревне оглянулись в сторону леса и стали свидетелями явления мягко говоря нехарактерного для зимы. Мы увидели радугу над болотом. Как будто из-за леса в просвете между облаками четко был виден край дуги в небе. Поразились, сфотографировали. И настроение у нас улучшилось. Восприняли это как добрый знак.
В Плаве за чаем у тети Тамары узнали, что эта великая женщина пешком ходила за 7 километров в другую деревню, где живет какая-то весьма пожилая бабушка, которая вроде помнила где нужно искать самолет. И тетя Тамара узнала. Она и сама потом корила себя за забывчивость: «Ведь как это у меня из головы выскочило! С Фединой пустоши на болото надо выходить и у берега искать». А что такое «Федина пустошь»? – спросили мы. И вновь мы возвращаемся к урочищам. Во времена когда у болото еще не было леса и косили сено, пространство покосов было поделено между жителями Плава. Тот луг, на котором косил некий Федор Шадрин из Плава, до сих пор называют «Фединой пустошью». Хотя никакой пустоши там уже и в помине нет. Были там и «Александрова пустошь» и «Пашина пустошь».
Дядя Коля вызвался летом отвести нас, показать «Федину пустошь». Мы поинтересовались возможностью ходить по болоту летом, на что он нас успокоил: «не утонете».
Июнь. Плав. Дядя Коля ведет нас на болото. Как обычно поражает нас своим знанием леса. Переживает, что лесников наше государство упразднило и вот лес никому не нужен, весь в поваленных стволах, кинь окурок – вспыхнет. Рассказывает нам когда этот лес вырос на месте лугов и четко останавливает нас – налево. Куда налево, в лес? Да вот, слева «Федина пустошь» и начинается.
Как он ориентируется? Для нас это остается загадкой. Делаем зарубку на ели, чтобы в следующий раз не проскочить. Выходим на болото. Ковер у берега действительно держит. Хождение по нему отчасти напоминает хождение по батуту, но ничего, не проваливаешься. Осматриваемся. Мы в заливе. Слева мыс и справа тоже. Дядя Коля говорит: «Вот ребята, здесь ваше место поиска. От этого рога (показывает на левый мыс) до этого (на правый). Ищите у самого берега, в кромке болота, здесь самолет и должен быть как говорят».
Фантастика. Сам дядя Коля самолета не видел, но отменно знает эти места. Ему сказали легенду – «С Фединой пустоши на болото, и между рогами в кромке надо искать», он нас и вывел четко на место. Возвратились в Плав. На следующее утро вернулись на болото, в указанное дядей Колей место, включили металлоискатели и… нашли. Сразу же! Первой же находкой стал кусок обшивки. Рядом еще один. Чуть дальше кусок обрешетки кабины самолета с осколками плексигласа и резиновым уплотнителем. А самые крупные цели пошли как раз у островка с чахлыми сосенками, где зимой увидали медведя. Поиски закончились. Начиналась работа.
В конце июля – начале августа, была предпринята первая попытка извлечь из трясины оторвавшийся от крыла двигатель самолета. Из-за недостатка опыта это не удалось. Не хватило снаряжения. Не рассчитали тяговое усилие тали, которую взяли с собой и возможности бензопомпы. Последняя постоянно засорялась корешками и грязью, так что ее больше вскрывали и чистили, чем она работала. Однако удалось расчистить часть двигателя, определить номера навесного оборудования и модель – М105РА. Значит еще одно наше предположение подтвердилось, наш самолет действительно бомбардировщик Пе-2.
Jeep-User прилагаемый Вами снимок Большого Болота (от дельтапланеристов) неузнаваем, невыразителен , Есть ли ссылка на ресурс с другими снимками ? Хотелось бы, прежде всего, увидеть "Остров" , а так не понятно Лютицкое это или "Глубокий мох" ))) Плиз
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]