Воскресенье, 24.11.2024, 06:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
На карте Шлино [9]
Рыбалка на Шлино [5]
Рассказы Николая Чуксина [4]
Рассказы о Шлино [21]
Стихи о Шлино [2]
Шлино в годы войны [4]
Шлинский опрос
Где вы еще не были, но хотите побывать? (несколько вариантов)
Всего ответов: 621
Форма входа

Поиск
Шлинские ссылки
    Геокешинг
    Шлино в Википедии
    Шлино в Panoramio
    Маресьевская экспедиция
    РПШ "Комиссары"
    Закат на Шлино
    Фировский район
    Сплавы по Шлине
    Сайт города Валдай
    Статистика

    Онлайн всего: 19
    Гостей: 19
    Пользователей: 0
    Озеро Шлино
    Главная » Статьи » Шлино в годы войны

    О месте падения самолета Маресьева
    В ПОМОЩЬ ПОИСКОВИКАМ САМОЛЕТА МАРЕСЬЕВА
    На что следует опираться при поиске места падения самолета Маресьева? Очевидно:
    а) документы архивов
    б) воспоминания самого летчика и его родных
    в) показания старожилов-селян
    г) хороший магнитометр
    д) хороший сонар
    Нужна информация из архива ВВС (рапорт о факте и месте падения самолета, номера его агрегатов ).
    Может быть полезной архивная информация о санчасти в Овинчище, куда привезли Маресьева, а также рапорт сотрудника особого отдела о допросе летчика.
    Запрос можно инициировать через сына летчика Маресьева Виктора Алексеевича Маресьева, председателя Фонда имени Алексея Маресьева, с просьбой сообщить номера агрегатов Як-1, на котором летал и был сбит летчик Маресьев, либо разрешить доступ к документам 580 иап и другим для самостоятельного поиска).
    В определенной степени могут быть полезны и воспоминания самого Маресьева.
    Так, он не раз упоминал, что почти все написанное Полевым – правда, более чем на 90% (Владимир ШУНЕВИЧ, «ФАКТЫ» 20.05.2011; http://fakty.ua/133189-posle-vojny-mediki-i-gaishniki-ne-hoteli-davat-letchiku-alekseyu-maresevu-letavshemu-bez-obeih-nog-prava-na-vozhdenie-avtomobilya;http://karavella125.ucoz.ru/publ/viktor_maresev_predsedatel_fonda_imeni_alekseja_mareseva_v_kompromissy_s_sovestju_otec_ne_vstupal_nikogda/1-1-0-216)
    Жители села Плава, не только Вихровы, также вполне могут быть « в курсе» где, якобы, в 1942 г. ребята видели останки самолета. В деревнях тайн не бывает.
    Однако, даже опираясь только на Повесть и другие мемуарные источники, можно сделать следующие выводы:


    1. Место падения самолета Маресьева. Около оз. Шлино. ( Не Велье!)
    Согласно повести Б. Полевого, 4 апреля 1942 года в ясный, солнечный, морозный день был сбит самолет Маресьева. Самолет загорелся и резко пошел вниз (с высоты 300-400 м), «увидел сбоку замерзшее озеро, развернул самолет на него, инстинктивно выпустил шасси (лыжи). Самолет "посыпался", не долетев до озера зацепил деревья и упав «на опушке соснового бора на огромной поляне» на которой рос олешник …..и « перевернулся.»- из документального фильма о Маресьеве.) За опушкой было широкое поле (или озеро-болото в снегу!), окаймленное на горизонте сизым полукругом леса. (Все по тексту повести)
    По опушке леса через это поле проходил один из оборонительных рубежей: «легко угадывались кротовые ходы окопов, холмики разбитых огневых точек, бесконеч-ные выбоины мелких и крупных снарядных воронок, видневшихся вплоть до подножий избитых, израненных, обезглавленных или вывернутых взрывами деревьев опушки.» Здесь же начиналась обледенелая, уже бесснежная, лесная дорога, ведущая на восток, – так описано в повести место падения. Дорога – редкопосещаемая, т.к. за 3 дня Маресьев не увидел «ни одной человеческой, живой приметки». (Это либо дорога из д. Пустошки, либо дорога вдоль Лютицкого болота на восток. Может потому и была она без снега, что проходила по окраине леса?) «Мужик из Кувшин на болоте голос слышал.» (Ближайшее к Кувшинам - как раз Лютицкое!)
    Примечание: В этом же районе упал сбитый Маресьевым фашистский самолет. Так что столб дыма, грохот от падения двух самолетов был изрядный. Тем более недалеко (2- км) находилась в/ч : в деревне Кувшины. (из воспоминаний Вихровой А.П. в 2005 г.)
    Т.е. голос и стоны Маресьева услышали, а грохот нет? Вопрос к селянам.
    Почему не выслали солдат на место падения самолетов? Вопрос к военным.
    Подытожим: По ходу полета самолета из района Демянска (на Выползово?) последнее озерцо перед Лютицким болотом – оз. Малое яичко. На краю Лютицкого болота на поляне самолет мог упасть, после чего летчик по старой лесной дороге мог двигаться либо около 2-х км по Дунайскому урочищу на Восток, затем через лес напрямую и еще 2 км по просеке до дороги на Кувшины, где его и нашли, либо по дороге вдоль болота на северо-восток в сторону д. Плав до пересечения с дорогой на д. Кувшины, где его и нашли.

    2. Дорога на Восток
    В газете «Красная звезда» № 281(5652) 28 ноября 1943 года, рассказ «Воля» (корр. Ильенков В.П.) очень хорошо описано состояние летчика: контуженный от удара самолета о землю, с травмой ступней, голодный, мокрый, замерзающий, преследуемый галлюцинациями. В таком состоянии он мог плутать на небольшом участке леса в течение длительного периода времени. Ни о каких 35-40 км пути речи и быть не может. Особенно по бурелому местного леса. То же относится и к лесным дорогам: передвигаясь по ним, он не мог миновать деревни, которых в этом районе довольно много через каждые 2-5 км. Значит, он плутал, двигаясь вдоль Лютицкого болота ( с Запада на северо-восток), что не мудрено не только с учетом его состояния, но и принимая во внимание его неумение ориентироваться в лесу, который на Валдае похож на южную тайгу, а Маресьев не лесной человек ( родился и вырос в степях), либо двигался через Дунайское урочище наугад на Восток.

    С учетом вышеизложенного, а также направления части прорубленной в 2004 г Мересьевской просеки, ведущей также к Лютицкому болоту, можно предположить, что место нахождения остатков самолета может находиться у юго-западного конца Лютицкого болота у старой дороги из д.Пустошка в д. Овинчищи. (далее – по описанию места в п.1: «опушка-поляна-широкое поле-окопы-воронки-лесная дорога» ). Кстати, по прямой от этого места до д.Плав около 8 км. По дорогам 10-12 км. До места , где нашли Маресьева, 5-6 км. Похоже на правду с учетом времени и скорости передвижения Маресьева.
    На американской карте масштаба М1:2.5 ( синие линии сетки через 10 000 м) красная и зеленая линии фломастером показывают возможный маршрут движения Маресьева от места его падения. Желтый квадрат – возможный район падения.
    Маленькие квадраты на карте по маршруту возможного движения летчика, согласно легенде этой карты– отдельные строения, либо характерные особенности рельефа местности. Это могли быть сараи, стога сена и др., где летчик мог согреться. В таком случае становится более-менее понятно, почему Маресьев не умер от переохла-ждения за 17 суток движения по этому маршруту, ведь температура в апреле 1942 года, согласно сводкам метеостанции Центрального аэродрома имени Фрунзе на Ходынском поле, колебалась от: -5С (4 апреля)до +7С (19 апреля) , Источник: http://meteoclub.ru/index.php?action=vthread&topic=390&page=3, а он был мокрый и голодный.
    Главный его врагом, все же, был холод, а не голод.
    Максимальная теплоотдача тела через голову, конечности и – в положении лежа. Вот почему быстро простужаются, лежа на холодной земле или ходя босиком по ней.
    Известно, что замерзание наблюдается при длительном нахождении человека уже при температуре ниже +14 ºС, в соединении с нарушенной терморегуляцией тела.
    Факторы, способствующие переохлаждению:
    1. Гидрометеорологические причины (ветер, температура воздуха).
    2. Активность (подвижность) пострадавшего.
    3. Недостаточное общее физическое развитие и слабая закаленность организма человека.
    4. Психические реакции в результате аварийной ситуации (страх, угнетенное состояние, истерия).
    5. Травматические повреждения.
    6. Физическое переутомление, недосыпание, охлаждение.
    7. Незнание приемов само- помощи в борьбе за выживаемость
    (из инструкций по выживанию)
    Маресьев двигался 17-18 дней!(?) Описанные писателем действия летчика по согреванию абсолютно неубедительны. И воля человека тут не причем.

    Источник: http://материалы из Интернет
    Категория: Шлино в годы войны | Добавил: Кум (09.11.2011) | Автор: Владимир Семенович
    Просмотров: 11432 | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024