Яблонька в художественной литературе.
Евгений Каплун. Серые глаза холодных озёр. ...В 1968 году мы провели свой очередной отпуск в деревне с трогательным названием Яблонька, расположенной в Калининской области. Деревенька живописно расположилась на берегу сказочно красивого озера Шлино. Вокруг зелёной стеной глухо шумели дремучие северные леса, которые вдалеке казались совсем голубыми. В деревне население жило со своих огородов. Получали пенсии, кому-то помогали дети, впрочем, пенсии по тем временам были неплохие. Сложность жизни состояла не в отсутствии денег, а в нехватке товаров. Впрочем, черный хлеб, серые макароны, соль, сахар и печенье или пряники в лавке всегда были. Водка тоже продавалась. В деревеньке работала рыболовецкая артель, да и местные пенсионеры рыбачили, так что купить свежую рыбу с рук - не составляло проблемы. Мы хотели, как у нас принято в подмосковье, "снять дачу". Однако дачу нам сдавать из местных жителей никто не собирался. Мы даже растерялись, сетуя на безвыходность положения. Выход нашли очень быстро.
В деревне имелось много брошенных изб в хорошем состоянии. Так что, у нас имелся выбор.
Северная изба несколько отличается от своего среднерусского аналога. Окна в ней по размеру гораздо меньше, чем в среднерусской избе, крыльцо высокое, полы приподняты высоко относительно земли. Общее впечатление такое, что леса на постройку избы не жалели, рубили капитально, из толстых брёвен. Деревьев во дворах мало - север, избы не утопают в зелени, а как бы доминируют над окрестностями своими деревянными, коренастыми, коричневыми туловищами.
Некоторые избы брошены совсем недавно, и крыши в них не текли, стёкла - оказались целые. Хоть сейчас начинай сельскую жизнь. Самым не приятым моментом оказались грязные "удобства", расположенные внутри двора и явно нарушающие "пасторальность" пейзажа.
Ленинград находился совсем не далеко, и некоторые избы, самые ухоженные, принадлежали, по словам местных жителей, ленинградцам. Около этих изб у гаражей стояли машины с ленинградскими номерами. "Дачники", - презрительно называли обитателей этих изб местные. Как ленинградцы приобрели дома, нам было неясно: тогда собственность в деревне не продавалась, только передавалась по наследству или оформлялись дарственные. Наверное, им дарили. Молоко всегда можно было купить у местных бабок, причём, они старались продать молока, как можно больше. Если им заказывали сметану и творог, то они продавали его по цене молока, шедшего на изготовление сметаны и творога. И такая сделка бабок даже очень устраивала, так в этом случае им как бы удавалось продать больше молока
Вокруг простирались грибные, ягодные места. На озере - прекрасная рыбалка. Прозрачное, синее небо, мелкий речной песок на берегу озера, да крыша над головой в брошенной избе! Чудо!
http://www.proza.ru/2007/12/08/366